Проект Юбилейная выставка

Свою юбилейную выставку в залах художественного музея Михаил Казаковцев превратил в ориги- нальное шоу. Картины не были развешены по стенам, а валялись на полу, и гостям, пришедшим на вернисаж, приходилось в буквальном смысле топтать красочную абстрактную живопись и вытирать ноги о холст.

Художнику михаилу Казаковцеву исполнилось пятьдесят лет, и этой дате по заведенной традиции художнику предлагается организовать юбилейную выставку, чтобы представить зрителям бога- тый, так сказать, творческий путь. Но, по словам художника, мысль о традиционной и чинной юби- лейной экспозиции ему не нравилась – на таких выставках посетители обычно на картины и не смотрят, а повернувшись к стенам спиной, со стаканами в руках оживленно обсуждают богемные сплетни и свои проблемы, с творчеством юбиляра никак не связанные. Казаковцев сделал так, что картины не заметить было невозможно – он отпечатал около сотни своих работ разных лет на баннерной ткани, сохраняя оригинальные размеры картин. а получившиеся копии разбросал изображением вверх в художественном беспорядке по полу трех залов музея, так, что они пол устилали целиком. а перед входом на экспозицию положил кусок незагрунтованного холста, о который любителям прекрасного надлежало вытирать ноги.

В результате многочисленные и пораженные такой художественной дерзостью зрители осторож- но, на цыпочках ступали в просветы между картин, боясь осквернить красоту. Картинам, впрочем, ущерба от подошв не было – отпечатанные на похожей на качественную клеенку белой ткани, работы могут выдержать сотню-другую ботинок. Не говоря уж о том, что столы, застеленные вме- сто скатерти картинами, не боялись пролитого вина. Весь, с позволения сказать, хэппенинг яв- лялся остроумной и своевременной репликой на нудные разговоры о тяжелой судьбе художника в современную эпоху. Казаковцев довел ситуацию до абсурда и бросил свое искусство под ноги толпе – нате, топчите! для провинции такой жест – более чем радикальный и эффектный. Это на западе выставляли рамы без холстов, а еще не превратившийся в человека-собаку Олег Кулик, например, устраивал экспозиции, где картины то висели на плечиках для одежды, то их на вы- тянутых руках держали специально приглашенные солдаты. так что выставка Казаковцева сильно оживляет размеренную художественную жизнь города.

Картинам, как сказано, вреда никакого. точнее, их копиям. Это намек на то, что настоящее искус- ство выдержит хоть что. Более того: эти работы михаила Казаковцева прекрасно подходят для использования их в качестве клеенки, например, на кухонный стол. а что, не слабо застелить стол картиной Казаковцева? или оклеить ими ванную комнату? тот, кто рискнет найти искусству и такое применение, сможет после закрытия выставки купить понравившиеся работы, стереть с них отпечатки подошв – а там хоть в рамку вставляй и на стену вешай, хоть на стол стели.

Сергей   24.05.2005