КУЛЬТУРНЫЙ ПАРНИК

77гг.jpg
IMG_7578
IMG_7578

press to zoom
ЭРАРТА
ЭРАРТА

press to zoom
IMG_7637
IMG_7637

press to zoom
1/30

«Постройка Культурного парника, в котором смогло бы вырасти поколение современно- сти – один из главных вопросов сегодняшних дней. Закладка такого парника не есть толь- ко решение местного значения, но является всемирным вопросом»

«Путь УНОВИСА», Казимир Малевич

проект михаила Казаковцева «Культурный парник» – жест глубочайшего почтения рус- скому авангарду, гимн самоотверженному служению и поклонению искусству, призыв к восприятию искусства как важнейшей составной гармоничного развития человечества.

Формируется особая среда, наполненная некими абстрактными существами, каждому из этих существ, как утверждают классики абстрактного искусства, свойственен особый «ду- ховный аромат».

зрителя помещают внутрь такого особого многомерного пространства абстрактных су- ществ и вынуждают его переживать в новой атмосфере эту «чисто художественную фор- му». В таком «парнике» взращиваются особые качества зрителя, возможно идёт подготов- ка его к «принятию чистого искусства»...

Начинается история русского авангарда с имени Василия Кандинского, одного из круп- нейших художников ХХ века, произведениями которого гордятся самые известные музеи мира. именно с его живописных «импровизаций» и «композиций» началась история аб- страктного искусства. Написанная им в 1911 году книга «О духовном в искусстве» пере- вернула все устоявшиеся представления, став первым теоретическим обоснованием аб- стракционизма. Широко известны книга Кандинского «текст художника. ступени» (1918) и в особенности его знаменитое исследование «точка и линия на плоскости» (1926), пере- ведённое на многие языки мира. В своём творчестве Кандинский стремился освободить искусство от гнёта натуралистических форм, найти изобразительный язык для выражения

тонких вибраций души. Взятые в отвлечении от сходства с предметами внешнего мира формы рассматриваются им с точки зрения пластического звучания – то есть как «аб- страктные существа» с особыми свойствами. треугольник, квадрат, круг, ромб и т.д.; каж- дая форма, по словам Кандинского, обладает ей одной свойственным «духовным арома- том». Все они равноправные граждане духовной державы» и достойны стать предметом научного трактата или героем поэмы. «Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования способности внутренне переживать чисто ху- дожественную форму. От зрителя требуется особое развитие в этом направлении, являю- щееся неизбежным. так создаются условия, образующие новую атмосферу. а в ней, в свою очередь, много, много позже создастся чистое искусство, представляющееся нам нынче с неописуемой прелестью в ускользающих от нас мечтах», – писал В. Кандинский.

если Кандинский совсем не был склонен начинать историю искусства с чистого листа, то малевич напротив, стремился освободить искусство «от всего того содержания, в кото- ром его держали тысячелетиями».

супрематизм – творческая концепция, созданная Казимиром малевичем в 1915–1919 гг., – включал в себя философию движения цвета и форм в отвлеченном многомерном пространстве. Концепция супрематизма была обнародована в 1915 г. на «последней фу- туристической выставке 0,10». супрематизм заявлялся как концепция абстрактного, бес- предметного творчества, как чисто духовное искание, как глобальная философия жизни, искусства, миростроения. В супрематических композициях комбинации из по-разному локально раскрашенных плоскостей свободно парят в белом пространстве, «белой без- дне», по малевичу. пространство возникает за счет контрастов размеров, наклонов и по- воротов перекрывающих друг друга форм. супрематизм – это мир абстрактных сочетаний геометрических элементов, плоскостей, объемов. О живописи в супрематизме не может быть и речи. Живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого. три ква- драта – красный, черный, белый – цвет угасает и в белом он исчезает совсем. «Черный квадрат» малевича – символ русского художественного авангарда и знак супрематизма.

В своем докладе «проуны», прочитанном в 1924 г в москве, Эль лисицкий показал, что «Черный квадрат» – это, с одной стороны, люк сужающегося канала живописного твор- чества, эволюционировавшего от кубизма к супрематизму, к нулю формы, к концентри- рованному выражению плоскости, цвета, беспредметности, а с другой – фундамент для создания новых архитектурных и дизайнерских форм.

малевич видел перспективы супрематизма в полном пересоздании земной поверхности по канонам нового стиля. путь к такой глобальности лежал через формирование коллек- тива единомышленников – своеобразной партии в искусстве (уНОВис).

Составлено на основе материалов текстов «От духовности к рефлексии: Кандинский – теоретик искусств» С. Даниэля и «Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию» А.Лаврентьева.

Новосибирск, 2008